Для того чтобы узнать, каково социальное общение старшеклассников, в чем его суть, каковы контакты, протекание процесса конфликта и пути выхода из него, необходимо, прежде всего, определить, что такое общение, что оно формирует и к чему приводит?
Общение является одной из составляющих процесса социализации личности. При социальном становлении личности общение рассматривается как процесс, расширяющийся и углубляющийся, который связан с деятельностью. Под расширением общения можно понимать умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном рубеже. Под углублением общения понимается переход от многочисленного общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера более точное его восприятие (Мухина В.С., [14, 285]).
С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период «ролевого моратория», так как он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и так далее.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения такова, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общение человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности [14, 287].
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Понятие общения разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности.
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Ключевыми словами в понимании сущности общения является следующее: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена, на мой взгляд, является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи [18, 22].
Выделяют различные виды общения. Общение может быть непосредственным (естественное общение) и опосредованным (косвенное общение), межличностным и массовым. Если несколько веков назад преобладало непосредственное общение между людьми, то последнее столетие сделало доминирующим массовое (контакты незнакомых людей) и опосредованное общение. Что касается непосредственного взаимодействия, то увеличилось количество вынужденных контактов между людьми.
Вполне вероятно, что поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиобщения (мнимое общение, воображаемое), а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно.
Качество общения определяется:
Уровнем, в котором происходит взаимодействие:
Фатический уровень (от лат. fattus – глупый) – простой обмен репликами для поддержания вынужденного разговора. Часто данный уровень общения определяется этикетными нормами социального слоя, при этом субъект не получает никакой информации.
Информационный уровень – обмен интересной новой информацией (источник мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности человека). Преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.
Личностный или духовный уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активизацию позитивного отношения к самому себе, другим людям и окружающему миру в целом. Этот уровень является просоциальным, так как цель – нравственное самоусовершенствование человека.
Общение с самим собой.
Количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми.
Возможностями саморазвития личности.
В целом функции общения по Карпенко Л.А. объединяют в три группы:
Психологические функции – обуславливают развитие человека как индивида и личности.
Социальные функции – детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.
Формы и виды деятельности учащихся, направленные на
самоконтроль и самооценку
Идея дифференцированного обучения была одной из основополагающих при создании советской общеобразовательной школы. Цель такого обучения была ясно изложена в одном из первых документов Советского правительства о народном образовании "Основные принципы единой трудовой школы": "Государс ...
Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и
самостоятельности
В усвоении знаний надо вести ребенка путем полной самостоятельности и самодеятельности. Руссо - ожесточенный враг книжности и всякого попугайства. Прочь книги и чужие объяснения, при которых всегда остается опасность недостаточно ясного и сознательного отношения к вещи. Ребенок должен учиться из фа ...
Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс
Личностный подход, лежащий в основе организации современного образовательного процесса, предполагает исходную ориентацию педагогов в свойствах и качествах личности, которые многообразно представлены уже у дошкольника, а тем более – у младшего школьника. Учитель начальной школы берется за его развит ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...