В психологической науке еще не выработано единого взгляда на проблему способностей, их структуры, происхождения и развития.
Если под математическими способностями подразумевать все индивидуально-психологические особенности человека, способствующие успешному овладению математической деятельностью, то нужно вычленить такие группы способностей:
самые общие способности (условия), необходимые для успешного осуществления любой деятельности:
¾ трудолюбие;
¾ настойчивость;
¾ работоспособность;
кроме того, хорошо развитые произвольная память и произвольное внимание, интерес и склонность заниматься данной деятельностью;
общие элементы математических способностей ¾ те общие
особенности мыслительной деятельности, которые необходимы для очень широкого круга деятельности;
специфические элементы математических способностей ¾ особенности умственной деятельности, которые свойственны только математику, специфичные именно для математической деятельности в отличие от всех других.
Последние и есть собственно математические способности.
Математические способности ¾ это сложное, интегрированное образование, основными компонентами которого являются:
¾ способность к формализации математического материала;
¾ способность к обобщению математического материала;
¾ способность к логическому рассуждению;
¾ способность к обратимости мыслительного процесса;
¾ гибкость мышления;
¾ математическая память;
¾ стремление к экономии умственных сил.
Компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем “зародышевом” состоянии. Однако в процессе школьного обучения происходит заметное их развитие, младший же школьный возраст является наиболее плодотворным для этого развития.
Существуют так же и природные предпосылки развития математических способностей, к коим надо отнести
¾ высокий уровень общего интеллекта;
преобладание вербального интеллекта над невербальным;
высокая степень развития словесно-логических функций;
сильный тип нервной системы;
некоторые личностные особенности, такие как разумность, рассудительность, упорство, независимость, самостоятельность.
При разработке занятий по развитию математических способностей следует учитывать не только возрастные и индивидуально типологические особенности детей, но и соблюдать определенные условия, чтобы это развитие было максимально возможным:
¾ деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции;
¾ деятельность должна быть по возможности творческой;
¾ деятельность должна быть ориентирована на “зону ближайшего развития” ученика.
Команда проекта
Сегодня современная школа - это большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и творческим участием в нем всех участников образовательного процесса. Руководит этим процессом директор образовательного учреждения, поэтому вполне логично, что он же и возглавит пр ...
Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем
Научный анализ сложившихся ранее авторитарных систем воспитательной работы школ определил ее типичные недостатки: объектная направленность воспитания, игнорирование внутренних сил саморазвития и самовоспитания человека, жесткая стандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуальный и ...
Развитие личности в филогенезе и онтогенез личности с точки
зрения социальной педагогики
Развитие– это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей. Развитие личности – это преобразования, охв ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...