Под принципами обучения следует понимать исходные положения, которые лежат в основе обучения, и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации В отечественной педагогике принципы обучения имеют единую с воспитанием диалектико-материалистическую основу, отвечают требованиям общественного прогресса, учитывают особенности учебной деятельности школьников на основе данных психологии и социологии и получают свое выражение в деятельности учителя и учащихся». При этом «выполнить задачу надежного руководства для педагогов в сложном процессе обучения молодых поколений принципы обучения могут только в том случае, если будут представлять собой не простую сумму различных, хотя бы и очень важных положений, а образуют систему ведущих идей».
Обучение во вспомогательной школе строится на основе системы дидактических принципов, которые выражают его закономерности. И хотя по определению это те же принципы, которые утвердились в отечественной дидактике вообще, их содержание определяется психическими особенностями умственно отсталых детей.
Из истории педагогики известно, что систему принципов обучения разработал Я.А.Коменский, назвавший их основоположениями, на которых должен строиться учебный процесс. Он отметил, что принципы обучения можно вывести из общих законов природы и жизни. Обучение как одна из сторон развития человека подчиняется этим общим законам. Ж.-Ж. Руссо говорил о необходимости непосредственных контактов ребенка с природой как принципиальной основе учебного процесса. Известный врач и педагог И.Г.Песталоцци принцип наглядности определял как средство развития логического мышления и выводил из этого принципа содержание обучения.
Большой вклад в разработку принципов обучения внес К.Д.Ушинский. Он выделил следующие принципы:
- принцип воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности, доступности и посильное™ обучения;
- принцип прочности знаний;
- принцип сознательности и активности обучения;
- принцип наглядности обучения.
В дидактике вспомогательного обучения утвердились принципы воспитывающего обучения, сознательности и активности, доступности, научности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности обучения.
Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.
Принцип научности, систематичности и последовательности.
Все знания, даваемые ученикам в школе, должны "соответствовать уровню современной науки, преподноситься учащимся в определенной системе, последовательности, с сохранением преемственных связей внутри каждого предмета и по возможности между отдельными предметами"3. Особенностью вспомогательной школы является то, что объём знаний, получаемых учащимися в период обучения, элементарен. Однако элементарность знаний не означает их ненаучность. Конечно, разрыв между достижениями современной науки и школьными знаниями значительно больше во вспомогательной школе, чем в массовой. Но задача овладения научными знаниями стоит и здесь, хотя решается лишь с доступной её учащимся полнотой. У учащихся должна быть создана верная картина мира, реальной действительности.
Сложность решения этой задачи во вспомогательной школе вызвана тем, что у умственно отсталых детей, приходящих в 1 класс, ещё нет достаточного запаса представлений, нет той готовности к усвоению знаний, которые, свойственны ученикам массовой школы. Сами представления учеников вспомогательной школы основываются на случайных признаках предметов, явлений. Неумение вскрыть и понять существующие между ними связи не позволяет учащимся правильно судить о том, что их окружает.
Принцип доступности в обучении. Сущность этого принципа заключается в том, чтобы содержание, объём, а также методы обучения соответствовали возрастному и умственному развитию детей, уровню их знаний.
Весь материал, который учитель дает учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может быть усвоен сознательно. Непосильный, недоступный пониманию учащихся материал в лучшем случае будет ими заучен механически, что не только не даст полезных результатов в обучении, воспитании и развитии, а, наоборот, скорее будет вреден, так как воспитает привычку запоминать, заучивать без осмысливания. Чаще всего это ведет к формальному усвоению знаний.
Принцип доступности учебного материала особенно важен для вспомогательной школы. Поэтому в программах и учебниках, раскрывающих содержание специального обучения, он всегда находит своё отражение.
Недоступность даваемых знаний снижает интерес учащихся и часто вызывает отрицательное отношение не только к данному учебному предмету, но и к учению вообще. Так обычно бывает с умственно отсталым учеником, который длительное время находился в массовой школе. Своё отрицательное отношение, вызванное непосильностью обучения в массовой школе, такой ученик переносит и во вспомогательную. Учителю требуется проявить большой такт и умение, чтобы вызвать у него положительное отношение к учению, желание учиться.
Основные направления совершенствования орфографического
навыка
русский дагестанский язык орфографический Непременным условием успешного формирования навыка написания безударных гласных в корне слова, глухих - звонких согласных является умение учащихся различать слова, требующие проверки, и проверочные слова. Овладение навыком написания безударной гласной в кор ...
Понятие «графический навык» и особенности его развития у детей старшего
дошкольного возраста
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком. Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей инт ...
Сущность самоконтроля, его структура и значение
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...