В целом на рубеже XVII–XVIII вв. появилась тенденция к развитию образования по западному образцу и возникновению новых учебных заведений.
В XIX в. образование начинают рассматривать как фактор национального развития. Определились новые вопросы, связанные с образовательной системой: общественная роль и функции образования, введение принципов всеобщего, обязательного и светского обучения, взаимосвязь между учебными заведениями разных уровней обучения. повышается роль государства в организации и управлении школами. Церковное влияние постепенно сдавало свои позиции. Во многих европейских государствах и США возникло государственное школьное законодательство, в той или иной степени повышающее государственный контроль над учебными заведениями. Возникли специальные структурные элементы власти, призванные регулировать систему образования в государстве, например, министерство образования во Франции, Департамент образования в Англии, Бюро по образованию в США. Вводилось финансирование и субсидирование школ, материальная помощь и поддержка учащихся, плата за обучение регламентировалась специальными государственными органами. В целом реформирование школьной системы образования происходило медленно и трудно. Фактически многие законы не действовали, а являлись лишь формальной стороной дела. Одной из основных помех проведения реформ являлось недостаточное финансирование школ.
Наметились две основные тенденции управления школьным образованием в Западной Европе: централизация и децентрализация. Во Франции и Пруссии преобладала централизованная организация и управление школами. Все работники школ назначались Министерством образования и считались государственными служащими, подчиняющимися непосредственно министру образования. Управление школами было строго регламентировано властями. Прусское руководство особую роль отводила поддержанию дисциплины. Во Франции, боясь возникновения организованных протестов учеников и учителей школ, постоянно перемешивали состав школ. Французские учебные заведения были поделены на 16 педагогических округов – академий, управляли которыми ректора, подчинявшиеся министру образования. И в том и в другом государстве проводилась постоянная политика, направленная на повышение авторитета Министерства образования.
В Англии и США, напротив, наблюдалось управление системой образования по системе децентрализации. Департамент по образованию Англии был уполномочен регулировать и координировать действия местных органов управления. Каждое учебное заведение имело собственный устав и отличительные особенности.
Децентрализация школьного управления в США проявлялась в собственных органах управления школами в каждом штате. Внутри штатов действовали еще и школьные округа во главе с интендантом – руководителем округа. В его полномочия входили учебные, финансовые, организационные и кадровые вопросы, относящиеся к учебным заведениям, округа в свою очередь подчинялись властям штата.
В рассматриваемый период во всех государствах Запада и США существовали частные школы. Во Франции и Пруссии они подчинялись централизованной власти, подвергались строгому бюрократическому контролю.
В Англии и США напротив, открывался большой простор для частной школьной деятельности. Например, в Англии учебное заведение мог открыть каждый человек, располагающий достаточными средствами. При этом не требовалось даже педагогического образования или подготовки учредителей. Многие частные школы Англии и США открывались при поддержке общин, благотворительных организаций. Значительную роль в организации и содержании школьного воспитания и обучения играла церковь. Особенно это относится к частным школам, многие из которых открывались при церквях.
Роль церкви и религии в школьном воспитании различных европейских государств была разной и не всегда однозначной. В Англии религия не являлась обязательным элементом содержания обучения, однако почти во всех школах практиковалось религиозное воспитание, причем в некоторых из них позволялось выбирать религию.
В Пруссии с 1810 до 1817 гг. власти старались придерживаться светскости образования, за невмешательством церкви осуществлялся постоянный контроль. Однако в 1840-х гг. положение меняется, роль церкви возрастает вплоть до назначения ей учителей. 1848 год характеризуется новым витком упрочнения светской власти в системе образования, детей принимают в школу не зависимо от религиозной направленности. Конституция 1850 года, изданная после революции, снова провозглашает права церкви на участие в организации и управлении школами. Теперь священнослужители могли быть учителями, в школах возобновляется преподавание религии.
Экостудия как форма приобщения детей к экологической культуре
Нами были найдены и проанализированы статьи разных авторов по теме экостудий. Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе в экостудии учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школь ...
Качества, необходимые для работы с одаренными детьми
Анализ нескольких программ, разработанных специально для одаренных детей, показал, что в программе «Astor» для интеллектуально одаренных детей (начиная с детей 4-летнего возраста и кончая учениками 3-го класса начальной школы) наиболее четко выделены те специфические качества, которыми должен облад ...
Внеклассная работа, ее формы и роль в формировании экологической культуры
Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе. Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного харак ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...